В традициях историографии существует согласование историописания с методологиями (теориями), которые, как правило, формулируются общими или универсальными терминами. В советское время методологической монополией в исторической науке являлась формационная концепция, основанная на марксизме; в современной практике вследствие отказа от единой (универсальной) парадигмы и формирования идеи плюрализма сформировался методологический разнобой — теория тоталитаризма, теория модернизма, цивилизационный подход и т. д.
Трудность для исследователей-практиков заключается в том, чтобы согласовать эти теории с историей, которая, по определению Джоан Скот, «призвана изучать контекстуальную специфику и фундаментальные изменения» [1, с. 8]. Историей, в которой происходили кардинальные изменения в образе жизни, способе мышления, в жизненных установках и ориентирах, являлась повседневная жизнь крестьян в советский колхозный период. Ее изучение требует особых методов исследования и привлечения новых источников, прежде всего потому, что особенностью повседневной будничной жизни является отсутствие ярких событий.
< Предыдущая | Следующая > |
---|