Устная история отражает в первую очередь взаимоотношения между разными социальными группами внутри сельского общества, через традиции, общественно-семейные ценности, жизненные и трудовые установки, т. е. неформальные механизмы.
Именно неформальные механизмы являлись важнейшей составляющей исторических процессов в советский период, играя роль катализатора взаимоотношений власти и общества. В этом отношении устные источники являются наиболее полной версией мнения «снизу», настроений на «нижних этажах» общества.
Исторические интервью показывают формирование значительной социальной дифференциации в сельском населении советского общества. В ее основе лежали иные по сравнению с доколхозным периодом факторы, связанные с государственной социально-экономической политикой и идеологией. Происходило формирование социальных групп как в результате репрессивной политики советского государства (раскулаченные, депортированные, инакомыслящие и др.), так и через складывание их в производственных секторах социалистического производства, различавшихся формами социалистической собственности, с которыми были связаны труд и жизнь сельчан. Общество алтайской деревни состояло из неоднородных социальных групп, отличавшихся материальными возможностями и гражданскими правами. Это проявлялось в отсутствии паспортов у колхозников, в регулировании земельных наделов у сельских групп, в размерах государственных пайков, в существовании лиц с ограниченными правами («враги народа», жены и дети «врагов народа») и т. д.
< Предыдущая | Следующая > |
---|